После покупки авто были обнаружены интересные сюрпризы от GM. Оказалось, что в 2009 году Chevrolet Aveo перешёл на новую платформу T-255, в связи с чем добавилось много полезняшек и устранено много характерных болячек.
Одной из таких полезняшек оказалась возможность регулировки паузы дворника кольцом на переключателе режимов стеклоочистителя. Но к сожалению эта функция напрочь отсутствует в Т-250. В T-200 есть возможность поменять реле дворников на специальное. Но в Т-255 все реле упрятаны в блок предохранителей, и управляет всем этим хозяйством неизвестный контроллер... Посему возникла мысль сделать специальное устройство для регулировки паузы в прерывистом режиме и для Т-250.
Оказалось, что Александр (Alex_S) тоже задумывался о таком устройстве, но всё никак руки у него не доходили. Я его немного подзадорил и понеслася!
Принцип действия.
Устройство может работать в двух режимах регулировки паузы:
- Резистором (кольцо на ручке или отдельно стоящий переменный резистор): длительность паузы задается кольцом на переключателе (резистором) в пределах 1 - 15 сек. 0 кОм - минимальная длительность, 50 кОм - максимальная. Наличие резистора определяется автоматически при старте. Если резистор есть - то дальше работаем в режиме 1, если нет - то в режиме 2.
- Без резистора. Алгоритм работы:
- Включаем дворники на прерывистый режим. Достаточно одного взмаха, но можно и больше. Если прерывистый сразу не выключили - работает с интервалом по-умолчанию (4 сек от завершения предыдущего взмаха до начала последующего).
- Выключаем прерывистый. Начинается отсчет времени от завершения последнего взмаха.
- Когда надо (стекло опять мокрое) - включаем прерывистый режим снова. Устройство запоминает паузу между последним взмахом и включением прерывистого режима, и потом именно с таким интервалом повторяет взмахи.
- После выключения прерывистого режима опять начинается подсчет времени, и далее смотрим пункт 3
Т.е. чтобы задать нужную паузу - достаточно выключить прерывистый режим, выдержать нужную паузу и включить его снова.
- Если время паузы меньше минимально разрешенного - принимается минимально разрешенное значение.
- Если время паузы превышает максимально разрешенное - принимается значение по-умолчанию.
- минимальное значение - 1 сек.
- максимальное значение - 30 сек.
- значение по-умолчанию - 4 сек.
Если во время паузы или при выключенном прерывистом режиме происходит взмах дворников (например, при омывании стекла или было переключение в режим LO или HI) - то пауза считается с момента завершения последнего взмаха.
Если в момент включения прерывистого режима дворники двигались (для режима работы без резистора) – то используется предыдущее значение паузы.
Теперь немного практики. Схема. Схемы практически идентичные, но для удобства разводки в варианте TQFP используется аналоговый вход ADC6, которого нету в корпусе DIP-28. Поэтому и прошивки будут разные.
Для тех, кто собирается повторить это устройство в домашних условиях рекомендую схему под DIP, тем более, что ПП я уже нарисовал. А вот тут можно скачать плату в формате Sprint-Layout 5.0
На плате не предусмотрен разъём программирования, поэтому прошиваем ATmega8 до впаивания или придётся подпаиваться к соответствующим выводам прямо на плате.
Плата под корпус TQFP разрабатывалась Александром и получилась двухсторонней с метализацией. В заводских условиях её изготовить не сложно, но пока выкладывать её не буду.
Так, схема есть, печатная плата есть, что же я забыл? А ну конечно! Прошивка! Её можно скачать тут, или во вложениях. Прошивка только для корпуса DIP!
Фузы для ATMEGA8: SUT0, CKSEL3, CKSEL2, CKSEL1, SPIEN
т.е. галочки соответственно расставить напротив этих "фузиков", с остальных поубирать.
На этом этапе надо сказать, что не все дружат с паяльником. Поэтому я и Александр готовы помочь Вам в реализации этого устройства. Мы заказали, изготовили и собрали некоторое количество плат: Как приобрести плату напишу в конце.
Инструкцию по установке в формате PDF можно скачать тут. Инструкция аналогична той, что идёт в комплекте с устройством.
Итак. Собрали, прошили, теперь надо подключать. Устройство рассчитывалось на автомобиль Chevrolet Aveo, поэтому все схемы будут относительно него. Но это не значит, что устройство не может работать на других марках автомобилей. Основное условие - наличие прерывистого (нерегулируемого) режима на переключателе. Далее дело техники и я думаю Вы поймёте как подключить его на Ваш автомобиль.
Начнём с общей схемы подключения: Как видите, устройство подключается в разрыв сигнала "INT" идущего от переключателя к контроллеру стеклоочистителей. В Aveo он спрятан в салонном блоке предохранителей.
Более подробно рассмотрим подключение к самому разъёму: Из основного разъёма вынимаем контакт №7, к нему будет подключен выход устройства (OUT - зелёный провод). На его место вставляем жёлтый провод с неизолированной клеммой (вход INT). Красный и коричневый провода с клеммами "папа" плотно вставляем до упора параллельно штатным контактам. Общий провод (GND - синий) прикручиваем винтом с шайбой (идут в комплекте) в отверстие над замком зажигания. Для ориентировки: в разъёме отсутствуют 1 и 2 контакты.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Разъём переключателя режимов нарисован со стороны проводов!
Подключение резистора
Если у Вас модель Т255, то, для подключения резистора к устройству, необходимо вытащить контакты 1 и 2 (чёрный и бело-зелёный) из дополнительного разъёма на переключателе, заизолировать их термоусадкой из комплекта и подключить к соответствующим контактам устройства (белый и чёрный).
Если у Вас модель Т250 и Вы приобрели ручку от Т255 (номер запчасти: 96806758), то, для подключения резистора к устройству действуем аналогично описанному выше, а для подключения выключателя задних противотуманных нужно использовать переходник типа "мама-мама" из комплекта.
Если у Вас модель Т250 и Вы не приобретали ручку от Т255, а используете обычный переменный резистор, то его нужно просто подключить к контактам 5 (белый) и 6 (черный) устройства.
В случае, если резистор к устройству не был подключен, то пауза регулируется включением/выключением режима INT (режим 2). Проверка наличия подключенного резистора происходит каждый раз при включении зажигания.
Немного подробнее на схемах из TISa. Покажу на примере модели 2006-2008 года (Т250). Для Т200 и Т255 подключение аналогичное, что хорошо видно из их схем: Теперь немного фото по установке устройства . Цвета проводом могут (скорее - будут) не совпадать, т.к. из года в год проводка отличается.
1. Разбираем кожух рулевой колонки. Для этого выкручиваем два самореза под рулём (вначале руль на 90° вправо, выкручиваем саморез, потом на 90° влево, выкручиваем второй саморез) и 3 болтика снизу кожуха. [/td][/tr][tr][td] Потом придавливаем с двух сторон нижнюю часть в местах, как показано на фото. Зацепы разойдутся и верхняя часть освободиться. 2. Снимаем переключатель режимов дворника. Для этого нажимаем два зацепа на его корпусе и вытягиваем его влево. Отключаем основной и дополнительный разъём. На этом общая инструкция заканчивается. Начинаются различия.
3. Из основного разъёма вытаскиваем контакт с номером "7" (на фото он тонкий зелёно-красный для Т255 и серый для Т250) и изолируем его термоусадкой из комплекта. К нему будет подключен выход устройства с помошью клемы (зелёный). На его место вставляем жёлтый провод устройства. Т.к. клемма не такая как родная, то её придётся запихивать в разъём с помощью отвёртки, но об этом чуть позже.
ВНИМАНИЕ!!! На разъёмах не нанесены номера контактов. Ориентироваться нужно по расположению "ключа" (защёлки). Не ищите циферки на разъеме! Их нет там! Их я нарисовал, чтобы Вам было понятно что и как считать

Если у Вас Т250 и Вы желаете регулировать длительность паузы кольцом на переключателе, то Вам необходимо его приобрести.Его каталожный номер 96806758. Выглядит он вот так: Фото (любезно предоставленные Alex`ом) переключателя от Т255 хэтчбэк (каталожный номер 96810070): Этот переключатель помимо основных функций ещё умеет управлять задним дворником, а т.к. его нету на седане, то можно эти положения использовать для чего-то другого....
Чтобы подключить этот переключатель к Т250 надо разобрать дополнительный 4-х пиновый разъём и вытащить из него клеммы, которые отвечают за резистор. Извлекаем 1-й и 2-й контакты (бело-зелёный и чёрный провода) и изолируем их термоусадкой из комплекта. Извлечённые контакты подключаем к белому и чёрному выводам устройства, а оставшиеся в разъёме контакты подключаем к разъёму управления противотуманок с помощью переходника из комплекта. Если у Вас Т250 и Вы хотите подключить внешний резистор для регулировки паузы, то Вам нужен переменный резистор номиналом 50 кОм. Расположить его можно в любом удобном месте. Подключить его необходимо к черному и белому проводам устройства. Если у Вас Т250 и Вы не планируете регулировать паузу стеклоочистителей резистором, то просто заизолируйте белый и черный вывод, во избежание замыкания.
Если у Вас Т255, то подключить резистор к устройству можно аналогично описанному выше для Т250, за исключением противотуманок. Т.к. переключатель родной, то использовать переходник не придётся. Просто подключить дополнительный разъём на место. 8. Устанавливаем переключатель на место, закрепляем провода и дополнительный разъём с помощью пластикового хомута из комплекта. 9. Снимаем переключатель освещения и поворотов и закрепляем устройство с помощью второго пластикового хомута из комплекта. 10. Устанавливаем всё на место. Поднимаем щётки стеклоочистители и проверяем работу устройства. Если всё работает, то можно собирать кожух рулевой колонки.
Т250 с родным переключателем и с переключателем с кольцом (от Т255). ЗЫ: Спасибо большое Константину за предоставленную для опытов машину и Сергею (ТОМ) за присутствие и поднятие настроения. Если Вы надумали приобрести это устройство у нас, то Вы получите следующий комплект:
Code: Select all
Устройство ................................................... 1 шт.
Винт М4*8 .................................................... 1 шт.
Шайба М4 ..................................................... 1 шт.
Хомут пластиковый ............................................ 2 шт.
Термоусадочная трубка d3.5/1.75 * 2,0см ...................... 3 шт.
Переходник для подключения выключателя противотуманных фар ... 1 шт.
Инструкция ................................................... 1 шт.
Внешний вид: Также возможна комплектация переменным резистором и ручкой для него: Всё, дэвайсы в продаже закончились и больше их не будет. Собираем самостоятельно.
Ну и напоследок немного видео. Работа устройства в режиме "с резистором":
Работа устройства в режиме "без резистора". На видео всё то же авто, только резистор на ручке отключен, поэтому регулятор работает во втором режиме.